Портфолио как средство оценки и профессионального развития
участников образовательного процесса
Портфолио - это коллекция работ учителя за определённое время. Форму его выбирает сам автор. Строгих правил ведения портфолио нет. Это индивидуальное творчество.
Цели ведения портфолио учителем:
- систематизация опыта;
- более чёткое определение направлений развития, облегчающее самообразование или консультирование со стороны коллег и администрации;
- более объективная оценка профессиональных умений;
- помощь в аттестации, в получении более высокой категории, более высокой должности при участии в конкурсе, поступлении в аспирантуру и т.п.
Портфолио необходим для проведения всестороннего систематического анализа учителем своей педагогической деятельности. Учитель в своём портфолио отслеживает эффективность собственного преподавания, проводя самооценку своей педагогической деятельности. Это личный план реализации своего профессионального потенциала и улучшения преподавательской деятельности. В портфолио учитель отслеживает ход и результаты учебного процесса. Весь объём значимой информации, который находится в портфолио, необходим для поиска ответов на собственные вопросы. Попытка ответить на эти вопросы неизбежно заставляет взглянуть на свою работу критически. А сам процесс поиска ответа на собственные вопросы способствует профессиональному росту педагога.
Правила составления портфолио:
- как можно более точно сформулировать портфолио, самокритично оценив свои возможности и способности;
- определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки;
- собрать имеющиеся документы и материалы и расположить их в определённом порядке; составить перечень;
- все документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций;
- важно периодически пополнять портфелио соответствующими документами и отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями;
- указать источники используемой для работы информации, описывать средства и методы работы;
- регулярно писать рефлексивные заметки.
Вопросы для собеседования с педагогом, проходящим аттестацию
1. Требования к современному уроку. Специфика нетрадиционных уроков и их педагогическая ценность для личностного развития учащихся.
2. Методика реализации дифференцированного подхода в обучении. Пути осуществления индивидуализации обучения.
3. Педагогические методы и приемы, помогающие учащемуся сформировать ценностное отношение учению.
4. Методы и приемы, позволяющие решать задачи самопознания и саморазвития учащегося.
5. 'Этапы и психолого-педагогические условия формирования и развития "ЗУН учащихся.
6. Специфика самостоятельной работы учащихся. Место домашних заданий в системе самостоятельных работ учащихся.
7. Материальная база обучения. Критерии выбора наглядных и технических средств обучения.
8. Сущность и специфика образовательной технологии. Основания для классификации педагогических технологий. Современные модели обучения.
9. Общение как деятельность. Специфика педагогического общения с подростками как субъектами обучения.
10. Особенности построения конструктивных взаимоотношений с учащимися раннего юношеского возраста. Приемы устранения барьеров общения в образовательном процессе.
11. Психологическая характеристика конфликта. Типичные педагогические конфликты в процессе обучения. Условия профилактики и способы разрешения неконструктивных конфликтов в образовательном процессе.
12. Социально-психологический климат в учебном и педагогическом коллективах как одно из условий их эффективного функционирования и развития.
13. Индивидуально-типологические особенности личности как основание индивидуального и дифференцированного подходов в профессиональном обучении (темперамент, характер, способности и направленность личности).
14. Мотивация учебно-познавательной деятельности. Понятие о потребностях, мотивах, их проявлении и развитии.