Дисграфия
Выявление предпосылок и их преодоление
Дисграфия – это сложность (или неспособность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. Чтобы выбрать правильный путь индивидуальной коррекции, необходимо определить форму нарушения.
Выделяют 5 форм дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая форма.
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит, значит, до тех пор пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на произношение нельзя.
- Акустическая форма.
Эта форма проявляется в заменах букв, соответственно фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие –глухие звуки (б-п, д-т, ж-ш и т. д.), свистящие – щипящие (с-ш, з-ж и т. д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с и т. д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т. д.
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Для этой формы характерны следующие ошибки:
- пропуск букв и слогов;
- перестановка букв и (или) слогов;
- недописывание слов;
- повторение букв и (или) слогов;
- комтоминация – в одном слове слоги разных слов;
- слитное написанме предлогов, раздельное написание приставок ( «настоле», «на ступила»).
Это наиболее часто встречающаюся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
- Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»).
Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладел грамотой» вплотную», приступает к изучению правил .И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может »овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам». Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
- Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежитт недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех ж еэлементов («палочки», «овалы» и нескольких специфических элементов). Одинаковые элементы по разному комбинируются в пространстве и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц,щ; б,в,д,у. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям в усвоении начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Ошибки наиболее встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества)
л вместо м, х вместо ж и т. д.
_ добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Работа по устранению дисграфии должна начинаться, когда обнаруживаются специфические ошибки на письме.
Большое значение для благополучного освоения письма имеет развитая устная речь. Чтобы слово было написано правильно, ребенок должен услышать все имеющиеся в нем звуки и проанализировав их, выбрать нужную букву.
Для того, чтобы освоить письмо, необходимо согласованное развитие фонематического слуха и речи, а также зрительного восприятия. Кроме того, на формирование письменной речи большое влияние оказывают и другие аспекты. Как известно за устную речь отвечает левое полушарие. Предметные символы и изображения – сфера ответственности правого полушария. Своевременное развитие межполушарных связей, сформированность деятельности каждого из полушарий обеспечивают развитие письменной речи. Именно поэтому довольно часто проявления дисграфии встречаются у левшей.
С целью определения нарушения письменной речи необходимо провести диагностическое обследование ребенка.
Задачи:
1)отбор детей страдающих дисграфией и дислексией;
2)определение симптоматики;
3)выявление механизмов и видов дислексии и дисграфии, степень тяжести.